|
Конспект урока
Урок русского языка в 8 классе
Тема: "Предложение и его типы"
Тип урока: интегрированный, работа с опорной картой, использование элементов методики обучения сочинению по музыкальным отрывкам и шумам
|
Цели: |
Образовательная: |
*Закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "живопись", "музыка".
* Повторить виды и типы предложений.
|
Развивающая |
* развивать познавательный интерес к предмету "русский язык" и "литература".
*развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
*развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка |
Воспитательная |
*воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность при работе с планом - картой.
*повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение. |
Приложения для урока |
Урок сопровождает презентация, выполненная в программе PowerPoint
(432 Кб)
|
|
Опорная карта для каждого ученика
(241 Кб) |
|
|
|
Ход урока |
Учитель включает звук движения поезда
Слово учителя. О чем вы думаете, когда слышите этот звук? (о путешествии, о знакомстве с новыми людьми, о встречах со старыми знакомыми, с новыми местами, об отдыхе на море, о встречах и разлуках, об изменениях и т.п.)
А зачем люди отправляются в путешествия? (чтобы отвлечься от забот, увидеть новые города, забыть неприятности, проведать друзей, которых давно не видели и т.п.)
Путешествуя по одним и тем же местам, человек каждый раз открывает их заново, узнает что-то новое, видит оттенки, которых раньше он не замечал. У меня к вам есть одно предложение – проведать одного нашего старого приятеля, посмотреть на него другими глазами и, может быть, открыть его для себя заново, увидеть в нем что- то новое. Наш старый друг – это предложение. А как вы думаете, каковы цели посещения старых друзей, а в нашем случае предложения? (вспомнить, что такое предложение, какими свойствами оно обладает, как встраивается предложение в текст, какие бывают виды предложений, узнать что-то новое о предложении).
Рассаживайтесь поудобнее, наш поезд отправляется. Предъявите, пожалуйста, ваши пассажирские билеты. Они у вас на партах в виде опорных конспектов , подпишите ваш проездной билет и тему нашего путешествия "Предложение и его типы". (Слайд №1)
Итак, что мы уже знаем о нашем старом друге, о предложении?
Слайд №2 Предложение – основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения. Предложение обладает смысловой и интонационной законченностью.
Наш русский язык настолько богат, что в нем огромное количество различных предложений, разнообразных по интонации, цели высказывания, структуре и т.д. Это напоминает нам с вами разнообразные картины меняющегося пейзажа за окном бегущего вдаль поезда. Давайте посмотрим за окно вместе с нашим попутчиком, Василием Ивановичем, главным героем рассказа Владимира Набокова "Озеро. Облако. Башня".
Слайд №3 Выразительное чтение текста |
(1)Паровоз шибко (шибко) работая локтями бежал сосновым лесом. (2) Затем – облегченно – полями.…(3) Как все это увлекательно! (4)Какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью! (5) Какие выясняются вещи! (6) Жгучее солнце проб..ралось к углу окошка и вдруг обливало желтую лавку. (7) Безумно быстро неслась плохо выглаже…ая тень вагона по травяному скату, где цветы сливались в цветные строки. (8) Шлагбаум. (9)Ждет велосипедист опираясь одной ногой о землю.(10) Деревья появлялись партиями и отдельно показывая новые моды. (11)Синяя сырость оврага. (12) Воспоминание любви переодетое лугом. (13)Перистые облака вроде небесных борзых. (14) Бывало, на дальнем склоне или лесном просвете появится и как бы замрет на мгновение как задержа…ый в груди воздух место до того очаровательное, - полянка, терраса, - такое полное выражение нежной, благожелательной красоты, что, кажется, я мог бы остановить поезд и - туда, навсегда, к тебе, моя любовь.… (15) Но уже бешено заск…кали вертясь в солнечном кипятке тысячи буковых стволов. (16) И я опять проз…вал своё счастье …
|
Слово учителя. Какие мысли навеял вам отрывок из рассказа В.Набокова? Каким вы представили главного героя, от лица которого идет повествование? (Тонкий, чувствующий красоту природы человек, романтик, мечтатель, поэт, творческая натура, одинокий человек с богатым воображением, тоскующий по идеалу и т.п.)
Слайд №4. - В тексте пропущены орфограммы, давайте их вставим и графически объясним.
1. шибко - шибко (правописание сложного наречия).
- К какой группе слов по употреблению принадлежит данное слово? (просторечное). - Подберите литературный синоним к этому слову (быстро-быстро).
- Как вы думаете, почему В.Набоков предпочел литературному синониму слово "шибко - шибко", почему этот вариант удачнее? (слово "шибко-шибко" передает характер паровоза, используется прием звукописи, когда мы слышим шипение набирающего ход поезда).
- Найдите в тексте еще один пример употребления просторечного слова, объясните его функцию в тексте. ( "Прозевал", литературный синоним – пропустил. Слово "прозевал" выражает досаду, отчаяние главного героя по поводу потери счастья.). - Какая орфограмма пропущена в этом слове? (проверяемая безударная гласная в корне)
2. Можно ли сказать, что в слове "пробиралось" пропущена та же орфограмма, что и в слове "прозевал"? ("пробиралось" - орфограмма "корень с чередованием").
- Найдите пример с пропущенной гласной в корне с чередованием. (Заскакали).
- Какое выразительное средство мы можем наблюдать в словосочетаниях "солнце пробиралось" и "тысячи буковых стволов заскакали"? (олицетворение)
3. По какому принципу с точки зрения орфографии можно сгруппировать следующие слова: выглаженная, задержанный, ? (-н - и –нн- в суффиксах причастий).
- Каким выразительным средством являются эти причастия в предложениях?
(эпитеты)
Слайд №5. В тексте пропущены и знаки препинания. Сгруппируйте предложения по пропущенным пунктограммам.
1. Предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (предложения №1,10, 15).
- Какие выразительные средства можно найти в этих предложениях? (олицетворения, метафора)
2. Предложение с обособленным определение, выраженным причастным оборотом (12). Как вы понимаете смысл этого предложения?
3. Предложения с сравнительными оборотами (13,14).
- Почему облака сравниваются с небесными борзыми? (борзая – одна из самых быстрых охотничьих собак. Это сравнение передает стремительное движение поезда)
Слайд №6.
Благодаря обилию выразительных средств в тексте мы имеем возможность представить яркие картины природы за окнами проносящегося поезда. Мы можем почувствовать настроение, эмоциональное состояние главного героя, это происходит благодаря использованию автором разнообразных по структуре и видам предложений. Давайте вспомним, какие виды предложения мы знаем и найдем примеры в тексте.
1. По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Какие предложения представлены в этом отрывке? (повествовательные). Почему только повествовательные? (Главный герой наблюдает за происходящим, он погружен в свой внутренний мир, он созерцатель.)
2. По интонации: восклицательные и невосклицательные. Найдите примеры разных по цели высказывания предложений. Почему много предложений восклицательных по эмоциональной окраске? (Герой восхищен красотой мира, находится в приподнятом эмоциональном состоянии)
3. По количеству грамматических основ: простые и сложные. Найдите в тексте примеры простых и сложных предложений. Выделите грамматическую основу в сложных предложениях.
4. По характеру основы: двусоставные и односоставные.
- Найдите примеры каждого вида.
- Почему автор употребляет в тексте достаточное количество односоставных назывных предложений? (Поезд мчится, картины сменяют одна другую со стремительной скоростью, взгляд героя не задерживается на предметах, а как бы скользит от одного к другому. Эту быструю встречу с объектами и предметами передают односоставные назывные предложения)
5. По наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные. Найдите примеры каждого вида. Объясните роль нераспространенного предложении.
6. По условиям контекста и речевой ситуации: полные и неполные. Найдите пример неполного предложения. Чем оправдано его появление в тексте? (предложение №2, текст – это внутренний монолог героя.)
Назовите все осложненные предложения.
Слайд № 7. Письменно дайте характеристику предложению № 12
(Подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи они выражены. Запишите характеристику простому предложению, начертите схему данного предложения)
Слайд №8. Слово учителя. Гениальный французский художник Клод Моне очень любил живописать дым и гарь вокзалов, проносящиеся куда-то вдаль поезда. Посмотрите на репродукцию его знаменитой картины "Поезд в деревне", может ли она стать иллюстрацией к этому тексту? Какие схожие мотивы мы можем найти? Что передает текст, чего не может передать картина и наоборот. Найдите и зачитайте предложения, которые могут проиллюстрировать репродукцию. |
|
Мы увидели ситуацию с двух сторон: и глазами героя рассказа В.Набокова, который видит происходящее из окна несущегося поезда, и глазами художника, который как бы остановился и смотрит на проносящийся мимо поезд. (Художник рисует кистью, а писатель рисует словом, слова связываются в словосочетания, те в свою очередь складываются в предложения, и возникает удивительный текст.)
Наш попутчик Василий Иванович, герой рассказа Владимира Набокова, "прозевал свое счастье", давайте подарим герою встречу с счастьем, которое он так искал. В рассказе Василий Иванович, путешествуя по Германии на поезде, на самом деле встречается с чудом. С каким? Я вам подскажу, но не словами и предложениями, а звуками. Вашему вниманию будет предложена звуковая зарисовка (музыкально – шумовая история) того, что произошло с Василием Ивановичем дальше. В ваших опорных конспектах есть небольшая табличка, попробуйте заполнить ее, ответив на предложенные вопросы о том, что вы услышите. Только, пожалуйста, не вспугните впечатления, пусть это будет картинка только в вашем воображении. Слайд №9.
Итак, Представьте, мчится поезд, вы вместе с Василием Ивановичем смотрите за окно и вдруг…(звучит музыкальная история, дети работают в планах - картах)
Слово учителя. А теперь, используя заполненную план-карту напишите, что же увидели вы с Василием Ивановичем из окна. Пусть это будет 2-3 предложения. Учащиеся самостоятельно работают, потом зачитывают свои варианты продолжения истории с Василием Ивановичем.
Слово учителя. Посмотрите, как лаконично может быть выражена мысль в пределах 2-3 предложений. А какие по типологии получились у вас предложения? (учащиеся высказываются). А знаете, с каким чудом на самом деле встретился герой рассказа Владимира Набокова? Прочитайте рассказ "Облако. Озеро. Башня" и вы это узнаете. А на следующем уроке внеклассного чтения по литературе, мы с вами поразмышляем над этим рассказом и увидим героя с новой стороны.
Вот мы и приехали. Надеюсь, каждый из вас встретился со своим чудом.
Давайте поделимся впечатлениями от нашего путешествия. Запишите ваши впечатления от проделанной вами на уроке работы простым двусоставным распространенным полным предложением, повествовательным по цели высказывания, а эмоциональную окраску определите сами. Впишите по одному слову в каждое окно вагона в ваших планах-картах, (учащиеся рефлексируют самостоятельно, а затем высказываются вслух.)
Домашнее задание. Найдите в старых журналах или в Интернете изображение, связанное с путешествием (поезд, дорога, караван, самолет и т.д.) Поместите изображение на отдельном листе и запишите по данной картинке связный текст из 10-12 предложений. Дайте письменную характеристику трем любым предложениям из составленного текста.
Спасибо вам за интересное совместное путешествие. При выходе из поезда не забывайте свои вещи. До свидания. |
|
|
|