|
Методика
Методику "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" целесообразно использовать на уроках развития речи, при обобщении и систематизации материала и даже при изучении новой темы (элементы методики). Прием является универсальным, он может быть взят на вооружение не только учителями языковедами или учителями начальных классов, но и учителями естественных и точных наук при изучении, например, природных зон, животного мира и т.д.. А также использоваться даже в качестве контрольного или проверочного материала по химии, физике, экономике, труду как описание зашифрованного в звуках опыта или трудового процесса, описание физических и механических явлений.
Данная методика:
• способствует развитию творческого воображения, памяти, ассоциативного мышления;
• развивает филологическое мышление, общую культуру, помогает построению целостной эстетической картины мира, выявляющей смысловую зависимость эстетических критериев, внутренних связей и культурных контекстов;
• активизирует познавательный интерес учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу;
• способствует развитию коммуникативно-речевой и культуроведческой компетенций учащихся;
• стимулирует речемыслительную деятельность учащихся, развивает речь, расширяет словарный запас, логическое мышление;
• развивает эмоциональную сферу учащихся.
Методика "Обучение сочинению по музыкальным отрывкам и шумам" дает возможность детям реализовать свой творческий потенциал, развить ассоциативную память, логическое мышление, связную речь, научиться прислушиваться к звукам окружающего мира, улавливать нюансы.
Учитель составляет музыкально-шумовые истории, используя классическую, этническую, рок музыку, бытовые и природные шумы, записывает их, микширует с помощью программного обеспечения NeroSoundTrax.
Музыкальные отрывки и шумы вместе составляют некую историю, которую должны представить в своем воображении учащиеся и записать в виде небольшого сочинения. На уроке учащиеся прослушивают музыкальную историю, интерпретируют ее, выделяют сюжетно - композиционные части и изменение эмоциональности и настроения предложенной истории.
Необходимо знать некоторые правила проведения данной работы. Во- первых, на уроке подготовки к такому сочинению (если этой работе посвящен целый урок) не должно быть никакого комментирующего иллюстративного визуального материала, то есть иллюстраций, так как любая иллюстрация собьет учащихся, помешает развитию собственного творческого воображения, навяжет шаблоны. Второе условие - учащиеся не должны комментировать услышанное, делиться впечатлениями до и во время написания работы, выдвигая свои версии. Третье условие – сама звуковая история не должна превышать 1,5- 2 минуты и должна быть логически завершена. Планы – карты должны быть заранее подготовлены, распечатаны самим учителем.
После первого знакомства с шумовой историей целесообразно разделить ее на композиционные части и прослушивать поэтапно, заполняя таблицу в плане – карте, отвечая на некоторые вопросы по каждому смысловому отрывку. Например: название отрывка, где развивается действие в данном отрывке, что происходит в отрывке, участники событий (кто или что?), настроение и эмоциональное состояние.
Далее музыкально - шумовая история прослушивается еще раз целиком, чтобы у учащихся было цельное восприятие, и они могли бы уловить то, что, может быть, не заметили при первоначальном прослушивании. В первом столбце плана – карты (название музыкального отрывка) при заполнении появляется план будущего сочинения, в третьем столбце (что происходит в данном отрывке) наблюдается динамика сюжета, а в последнем столбце (настроение, эмоциональное состояние) – динамика настроения. Далее, используя заполненную план¬ - карту, учащиеся пишут небольшое сочинение.
Предлагается усложнение шумового материала от урока к уроку. Например, когда происходит первоначальное знакомство учащихся с данным приемом, предлагаются очень простые и прозрачные в интерпретации сюжеты, следующий шаг - это истории с непонятным финалом и еще более сложный уровень (в подготовленных классах или уже в старшем звене) звуковая история совсем непрозрачна, шумы предлагаются странные и необычные.
План - карта для подготовки к написанию сочинения по музыкальным отрывкам и шумам |
Название эпизода (музыкального отрывка)
|
Где развивается действие в данном музыкальном отрывке? |
Что происходит в данном музыкальном отрывке? |
Участники событий данного музыкального отрывка (Кто? Что?) |
настроение, эмоциональное состояние |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|